Как правильно оформить новостройку в собственность

Борис Брегель
3 октября 2020

Покупка собственного жилья — значимое событие. И многие на радостях забывают, что нужно не только получить ключи у застройщика, но и оформить право собственности на квартиру в новостройке. Это отдельная процедура, которая завершает процесс покупки жилья. Делается она в три этапа:

  1. Обращение к застройщику с вопросом, можно ли начать оформление права собственности на квартиру в новостройке.
  2. Сбор остального пакета бумаг.
  3. Подача документов в регистрационный орган, который занимается оформлением новостройки в собственность.

Рассмотрим подробно каждый из трех этапов.

Обращение к застройщику

Начинать оформление в собственность квартиры в новостройке можно только после того, как застройщик подготовил все необходимые бумаги. Он должен:

  1. Оформить в районной администрации разрешение на ввод здания в эксплуатацию.
  2. Подтвердить постановку дома на кадастровый учет в Росреестре.
  3. Составить протокол на распределение видов недвижимости, оформить техпаспорт.
  4. Подать заявку на присвоение адреса в администрацию.
  5. Оформить передаточный акт в ГАСО.

Если вам нужно оформить ипотеку, то потребуется бумажная версия кадастрового и технического паспорта на дом. Но обычно при оформлении права собственности все кредиты уже выплачены, так что думать об этом не придется.

Сбор полного пакета документов

Первое, что необходимо подготовить, — это договор основания, на базе которого происходит передача квартиры от застройщика к гражданину. Он может выглядеть как договор долевого участия, договор переуступки прав требования, договор ЖСК или другие стандартные формы. Право собственности оформляется только на тех граждан, которые указаны в вышеназванных бумагах. Если был оформлен договор паенакопления, то требуется справка о полной выплате пая.

Далее после осмотра квартиры все дольщики должны были получить акт приема-передачи. Для оформления права собственности на новостройку потребуется по одному оригиналу на каждого дольщика плюс еще один документ сверху. Запросить оригинал можно у застройщика. Также подойдет копия, сделанная у нотариуса.

Если квартира куплена с помощью ипотеки, то в пакет документов для оформления новостройки в собственность должен входить ипотечный договор. Иногда в этом случае требуются дополнительные действия — регистрация закладной. Чтобы ее обеспечить, нужно:

  1. Заказать оценку квартиры у специалиста. Ему потребуется копия акта приема-передачи, договор основания, технический план жилья.
  2. Получить документ от оценщика и передать его в банк.
  3. Дождаться оформления закладной (обычно процесс занимает около месяца).

Закладную иногда выдают на руки, а в некоторых случаях передают сразу в орган регистрации — зависит от банка.

Кроме перечисленных выше бумаг, чтобы оформить новостройку в собственность через МФЦ, потребуются стандартные документы:

  • паспорт дольщика или его свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);
  • свидетельство о браке, если оформление идет в совместную собственность супругов;
  • нотариальная доверенность на лицо, которое будет подавать весь пакет, если вы не сможете сделать этого лично.

Подача документов

Порядок оформления квартиры в собственность в новостройке предусматривает два органа, куда можно подать готовый пакет документов: ближайший МФЦ или Регистрационная палата. Если дольщик — ребенок до 14 лет, вместо него заявку может сделать родитель, до 18 — требуется сопровождение родителя, опекуна или попечителя либо доверенность на них.

Важно! От того, где поданы документы, зависит, сколько времени оформляют собственность в новостройке. В Регистрационной палате вся процедура занимает неделю, в МФЦ — на 2 дня дольше.

По приходу в МФЦ запросите реквизиты на оплату госпошлины, которая составляет 2000 рублей. Ее также можно оплатить заранее через госуслуги. Справка об оплате подается вместе с документами.

Сотрудник МФЦ, получив бумаги от вас, начинает процедуру оформления недвижимости в новостройке в собственность. Для этого он составляет заявление, которое вы подписываете. Все документы передаются в МФЦ (исключение — паспорта), вместо них вы получаете расписку.

Когда бумаги готовы, вам позвонят сотрудники МФЦ или вы сами можете уточнить у них состояние вашей заявки. После этого каждый дольщик должен подойти и забрать свои документы, а также выписку из ЕГРН. На этом процедура оформления собственности в новостройке считается завершенной. Свидетельства о регистрации больше не выдаются.